Об СМК университета

Система менеджмента качества
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
в соответствии с требованиями стандартов ISO 9000

Благополучное плавание обеспечивает не столько сам корабль, сколько искусное управление им.

Кертис
 Создание эффективной системы управления качеством образования –
основная задача модернизации образования в России на современном этапе общества

Применительно к сфере высшего образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством знаний, навыков и умений выпускников вузов, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Высокое качество результатов может быть достигнуто только при хорошем качестве образовательного процесса, которое определяется, с одной стороны, его содержанием, а с другой – его обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами. В то же время высокое качество образовательного процесса может быть достигнуто только при качественном функционировании всей системы вуза, включая качество менеджмента на всех уровнях управления и качество организации вспомогательных процессов.

    Создание в МарГУ стабильной, надежно функционирующей системы менеджмента качества, отвечающей современным требованиям, было предопределено общим развитием университета, тесными связями с потребителями и необходимостью реализации требований Болонской декларации.

    Система менеджмента качества МарГУ разработана на основе требований международных стандартов серии ISO 9000, Стандартов и Директив Европейской Ассоциации Гарантии Качества высшего образования (ENQA), а также Методических рекомендаций по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения и рассматривается  МарГУ, как инструмент самооценки и поиска мест для улучшения (совершенствования) образовательного и других процессов университета. При развитии СМК МарГУ учитывается опыт других вузов России, изложенный, в том числе, в типовой модели системы качества учреждения профессионального образования.

Система менеджмента качества в вузе (СМК)
– система управления качеством оказываемых услуг в вузе.
Система менеджмента качества
– это подход к управлению вузом, нацеленный на качество оказываемой услуги, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры и внешних поставщиков) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества.

    Целями СМК являются достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества; соответствие результатов процессов учебного заведения потребностям потребителя, организации и общества. (соответствие как явным требованиям, так и подразумеваемым потребностям).

     Задачей СМК является постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности.

    Тактика СМК

  1. Предупреждение причин снижения качества услуг
  2. Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества
  3. Активное стратегическое управление
  4. Непрерывное совершенствование качества услуг и процессов
  5. Использование научных подходов в решении задач
  6. Регулярная самооценка

    Методические средства СМК

  1. Средства для сбора данных
  2. Средства предоставления данных
  3. Методы статистической обработки данных
  4. Теория общего менеджмента
  5. Теория мотиваций и межличностных отношений
  6. Экономические расчеты
  7. Системный анализ производства
  8. Управление с помощью планирования

    Составляющие СМК

    Основные составляющие систем менеджмента качества:

  1. Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон в области качества производимой услуги.
  2. Наличие политики и целей учебного заведения (или его подразделения), соответствующих удовлетворению предопределённых потребностей потребителей.
  3. Постановка процессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей учебного заведения (или его подразделения).
  4. Реализация процессного подхода при достижении этих целей.
  5. Определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей учебного заведения (или его подразделения).
  6. Разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества.
  7. Определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК.
  8. Разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК.

    Первичным элементом СМК являются потребности и ожидания потребителей (внутренних и внешних) услуги, учредителей вуза, персонала и общества. Политика и цели вуза являются ответом на потребности и ожидания заинтересованных сторон. Последующий процессный подход завершает описание пути достижения целей и реализации долгосрочной политики. Каждый из вышеописанных пунктов является ключевым для любой СМК, которые находятся в постоянном цикличном взаимодействии на пути к предельно высокому качеству.